Список достопримечательностей ВДНХ
Здесь вы можете познакомиться со всеми отобрaнными нами достопримечательностями, чтобы выбрать именно те , что вам интересны. Чтобы побольше узнать про объект просто нажмите на его название и вам откроется описание и изобажение.
-
Арка главного входа ВДНХ
Арка была построена к открытию ВСХВ в 1954 году, архитектор — Иннокентий Мельчаков, который принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Над скульптурой «Тракторист и колхозница» — эмблемой Выставки — трудился целый творческий коллектив: А. П. Антропов, С. Д. Рабинович, И. Л. Слоним, Н. Л. Штамм под руководством С. М. Орлова. На вершине арки «Тракторист и колхозница» возносят на 32-метровую высоту аллегорический сноп колосьев — тяжелую промышленность и сельское хозяйство.
-
Павильон 34. Центр космонавтика и авиация
Весной 2018 года в обновленном павильоне открылся центр "Космонавтики и авиация". Масштабная экспозиция посвящена истории достижений отечественной космической отрасли. Выставочное пространство состоит из трёх разделов.
"КБ-1.Космический бульвар" с натурными экспонатами и полноразмерными макетами космических аппаратов демонстрирует реализованные проекты ХХ века и достижения отечественной космонавтики.
"КБ-2.Конструкторское бюро" рассказывает об исследованиях медицины,биологии и астрономии в космической сфере.
"КБ-3.Космодром будущего" повествует о современном изучении космоса и о развитии технологий,межгалактических прогнозах футурологов и фантастов.
Здесь можно также опробовать игровые симуляторы и посетить 5D-кинотеатр "Космическая сфера".На двух этажах экспозиции "Авиация.Мечта о полёте" рассказано,как создавались первые парашюты,воздушные шары,махолеты и планеры,какие технологии применялись раньше и какими инженеры пользуются сегодня. -
Павильон 1. Экспозиция Третьяковской галереи
Экспозиция Третьяковской галереи связана с историей Главного павильона и временем его строительства, она охватывает период с 1930-х по 2010-е годы. Произведения демонстрируются на отдельных стендах, что дает возможность разглядеть и оценить величественное декоративное убранство здания, с которым экспонаты выставки вступают в диалог, а иногда и спорят.
Экспозиция павильона отображала основные вехи в истории советского государства и успехи в индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Для удобного расположения и осмотра была избрана планировка, представляющая собой центральный зал и связанные с ним восемь выставочных. Все девять залов Главного павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства: А. М. Герасимовым, А. А. Дейнекой, П. П. Соколовым-Скаля, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем и др.
Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции, борьбе СССР за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде. -
Павильон 37. Россия-моя история
Мультимедийный исторический парк "Россия - Моя история" был открыт 29 декабря 2015 года и объединил прошедшие с огромным успехом в 2013—2015 годах исторические выставки в московском Манеже.Это не обычный музей, а единственный современный выставочный центр, рассказывающий об истории России с древнейших времен до наших дней с помощью самых современных технологий. Интерактивные экспозиций "Рюриковичи", "Романовы", "1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе" занимают более 27 000 квадратных метров и расположены на 2-х ярусах.
История преподносится в современном мультимедийном формате с помощью сенсорных киосков, панорамных кинотеатров, аудиовизуальных инсталляций, лайтбоксов, проекционных книг, сферического кино и т.д. -
Павильон 4. Выставочно-торговый центр Киргизской республики
В Выставочно-торговом центре Киргизской республики уже у входа бросается в глаза опрятность здания, невпример большинству подобных памятников архитектуры на территории ВВЦ. Туристическое агентство, предлагающее услуги по перемещению всех желающих в направлении Кыргызии и ее географических соседей всех мастей. Небольшой магазинчик под вывеской «Кыргызский союз пчеловодов» с дарами Кыргызстана, которые на поверку оказались довольно скудны.
В главном зале витрина, оформленная в лучших традициях старых экспозиций, где представлено отраслевое «великолепие» республики, хоть и в очень усеченном виде. Банки, с почему-то кубанскими овощными закусками, аппетита не вызывают, тем более что оформление у них времен советских дизайнеров-неудачников начала 80-х -
Павильон 13. Музей Востока
В Музее Востока на ВДНХ представлены коллекции из фондов музея и экспозиция «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего».
В экспозиции из фондов музея демонстрируется более 1500 экспонатов, основная часть которых ранее не выставлялась.
Экспонируются предметы искусства Кавказа и Средней Азии, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Африки. В экспозиции «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего» представлено около 380 музейных предметов.
Это живописные полотна Николая и Святослава Рерихов, копии архивных документов, произведения декоративно-прикладного искусства. -
Павильон 11. Выставочно-торговый центр республики Казахстан
Гости павильона республики Казахстан могут увидеть уникальные экспонаты казахской культуры, мультимедийные экспозиции о становлении государственности Республики Казахстан, ознакомиться с достижениями народного хозяйства и промышленности, узнать о выдающих казахских деятелях культуры, искусства и политики.
В рамках ознакомительных экскурсий сотрудники павильона расскажут о национальных традициях и истории страны. Вниманию посетителей представлены масштабные экспозиционные макеты «Шелковый путь», «Нур-Султан», «Стратегия развития».
Гости павильона могут отправиться в увлекательное мультимедийное путешествие по казахской культуре, традициям и узнать о современных достижениях страны. -
Павильон 67. Карелия
Павильон «Карелия»— здание, построенное в 1954 году как павильон «Карело-Финская ССР»для экспозиции достижений КФССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке(ныне — Выставка Достижений Народного Хозяйства). Павильон представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное здание с 6-колонным портиком на главном фасаде. Архитектурный облик павильона решён в стиле традиционной карельской избы. Высота фасадной части до конька фронтона 17 м, высота колонн 10 м, общая площадь здания 470 м², объём 10500 метров в кубе.
Колонны облицованы гранитом и шокшинским малиновым кварцитом с медными капителями.Скульптурные группы деревянного резного фронтона (скульптор Лев Кардашев) символизируют главные отрасли экономики республики — лесную промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство.
Фронтон венчает щит, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (скульптор Б. А. Орлов), заменённый на герб РСФСР в 1957 году в связи с упразднением КФССР. -
Павильон 10. выставочно-торговый центр республики Молдова
Павильон построен в 1954 г. как экспозиция Молдавской СССР по проекту архитекторов Ф.П. Наумова, А.И. Захарова, В.П. Туканова. После перехода ВДНХ в 1963 г. на отраслевой принцип показа он назывался «Стандарты». Шестиколонный портик с очень необычными капителями заполняет почти весь фасад.
Сегодня здание выкрашено в белый цвет, а когда-то здесь были яркие краски в решении росписи входной лоджии, рисунках металлических решеток на окнах, в оформлении портала входа, отражавшие народное искусство Молдавии.
Главный фасад увенчан картушем с гербом республики, в котором присутствуют традиционные для Молдавской ССР виноград, кукуруза и пшеница, солнечные лучи и подсолнух. В залах павильона сохранились лепные потолки и светильники, а также дубовая отделка стен. -
Павильон 18. выставочно-торговый центр республики Беларусь
В павильоне располагается торгово-выставочный центр Республики Беларусь, в котором представлены товары белорусских производителей. Работает интернет-магазин с доставкой, а также кафе белорусской кухни «Бульбяная». Строительство шло пять лет. В 1954 году посетители ВДНХ увидели обширное (площадь более 1 500 м2) трёхуровневое здание типичной сталинской архитектуры. Два ряда колонн отгораживают полукруглый дворик.
Пол его вымощен плиткой, а стены украшены фресками на тему героизма белорусского народа. Ряды колонн украшают вьющиеся керамические гирлянды с узорами, которые используют при изготовлении белорусских рушников. Такие же узоры использованы для оформления плиточного пола внутри павильона. Зал освещается почти сплошной полосой окон по трём сторонам периметра, и массивными люстрами из бронзы и горного хрусталя. -
Павильон 14. выставочно-торговый центр Азербайджанской республики
Павильон был построен в 1939 году по проекту архитекторов Садыха Дадашаева и Микаэля Усейнова. Облик павильона был решён в стиле сталинского ампира с добавлением азербайджанских этнических мотивов.
В плане павильон прямоугольный, стены облицованы мрамором, главный фасад украшен 16-метровым двухколонным портиком, декорированным народными узорами, золочёными решётками и орнаментальной росписью по золоту с изображением виноградных лоз. На фризе портика располагалась надпись «Азербайджанская ССР» на азербайджанском и русском языках. Окна павильона украшали шебеке — резные деревянные решётки со вставленными в них цветными стёклами.
Экспозиция павильона была посвящена достижениям Азербайджанской ССР в сфере промышленности (в особенности, добычи нефти), животноводства, шелководства, растениеводства, сельского хозяйства, а также культуры, искусства и быта. -
Павильон 68. выставочно-торговый центр республики Армения
С 2003 года в павильоне работает выставочно-коммерческий центр Республики Армения, где проходят тематические вечера и национальные праздники. Одним из главных украшений вводного зала по сей день является роспись К. Н. Щекотова, К. П. Белова, Е. П. Соловьева, Н. Ф. Кликушина и А. М. Дубровского «Сибирь», расположенная над порталом, обрамленным венком из колосьев и еловых ветвей, на которых «сидят» белки, олени, совы и другие лесные птицы, а в капителях колонн, фланкирующих портал, угадываются фигурки тетеревов.
Центральный зал павильона решен в виде дворика, перекрытого куполом.Богатая и разнообразная экспозиция павильона: панно, картины, фотодокументы, диаграммы и таблицы, макеты и модели, натуральные экспонаты — знакомила посетителей с достижениями сельского хозяйства Сибири.
Вводный зал был посвящен теме «Освоение новых земель», а центральный — механизации и электрификации. Стенды окаймляющей центральный зал полуциркульной галереи представляли гостям Выставки Алтайский и Красноярский края, Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую, Тюменскую, Иркутскую области и Тувинскую АО. -
Павильон 58 славянской письменности «Слово»
Весной 2019 года на ВДНХ после реставрации в павильоне «Земледелие» (№58) открылся музей славянской письменности «Слово». Новое выставочное и образовательное пространство мирового уровня посвящено истории, настоящему и будущему кириллицы. Выставочное пространство музея выстроено не по хронологии, а по истории явлений, поэтому начинать осмотр можно с любой точки.
Первая часть экспозиции рассказывает о возникновении и развитии письменности от древности до наших дней, вторая — о том, как тексты связаны с духовной, культурной и политической жизнью общества. Третья часть посвящена истории и будущему главных символов письма — букв. Заключительная часть — «Бесписьменная культура» — расскажет о судьбе устной речи.
В каждом зале создан исторический таймлайн — навигатор, который поможет узнать об истории письменного слова в России и мире. -
Фонтан "Дружба народов"
Дружба народов» — самый большой фонтан Выставки, созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе, — был запущен на Центральной аллее 1 августа 1954 года.
Примечательно, что на момент проектирования фонтан имел другое название — «Золотой сноп». Оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для Советского Союза. Но композиция фонтана стала решающим фактором в выборе финального наименования: вокруг изобильного снопа «кружатся» девушки, всем своим обликом олицетворяя дружбу народов.
Статуи фонтана «Дружба народов» символизируют советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Фигуры расположены в том же порядке, в котором и республики на гербе СССР, а сам герб, в свою очередь, опирается на Конституцию 1954 года. Фонтан представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров. -
Памятник "Рабочий и колхозница"
Памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения - Вера Мухина.
Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны. -
Фонтан "Каменный цветок"
Фонтан «Каменный цветок» — один из трёх главных фонтанов ВДНХ. Создан к открытию ВДНХ в 1954 году по проекту архитектора Константина Топуридзе и скульптора Прокопия Добрынина. Расположен на Центральной аллее, на площади колхозов, напротив павильона «Украина». Центральная композиция — огромный цветок, набранный из больших бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой. Мозаичные работы выполнены в мастерской Академии художеств СССР
-
Фонтан «Золотой колос»
К открытию обновлённой ВДНХ в 1954 году автор двух других главных фонтанов выставки «Дружбы народов СССР» и «Каменного цветка» архитектор Константин Топуридзе вместе со скульптором Прокопием Добрыниным в центре пруда № 3 создал обновлённый «Золотой колос».
Новая версия была значительно больше в размерах — «Колос» достиг высоты 16 метров. Примечательно, что перед строительством фонтана была создана его полноразмерная копия из глины. Фонтан обслуживался двумя насосными агрегатами мощностью 110 кВт и производительностью 200 литров в секунду.
С их помощью из насадок, расположенных в «зёрнах», били 66 струй, 30 из которых достигали 25 метров. Вместо меди был использован железобетон, покрытый золотой и красной смальтой. На основании, покрытом серым гранитом, установили покрытые смальтой рога изобилия. -
Павильон 66 Узбекской ССР (Культура)
Павильон был построен в 1951—1954 годах по проекту архитектора Стефана Полупанов в стиле сталинского ампира с мотивами узбекского национального зодчества. Его возвели на месте разобранного к тому моменту довоенного павильона Узбекской ССР, построенного тем же архитектором в 1939 году.
Здание белого цвета, в плане представляет собой букву П и обращено двором к парадному входу. Боковые фасады украшены колоннадами и лепниной с мотивами традиционного узбекского декоративно-прикладного искусства, объединённого с советской символикой, а также растительными орнаментами, имитирующими хлопок. По центру установлена ротонда на тонких колоннах в национальном стиле, по высоте превосходящая павильон.
Внутри, а также с двух сторон от ротонды расположены фонтаны. На фасаде по бокам от главного входа размещались панно, посвящённые гидротехническим сооружениям Узбекской ССР — Большому Ферганскому каналу и Чирчик-Бозсуйскому каскаду ГЭС.До настоящего времени они не сохранились. -
Павильон 35 «Табак»
Павильон построен в 1954 году по проекту архитектора Вячеслава Кондратьева. Первый павильон с таким названием был построен на довоенной выставке в 1939 году, но впоследствии разобран и на новом месте построен тем же архитектором в облике, близком к первоначальному.
Отличительная особенность павильона — его необычное архитектурное решение, сильно выделяющее его на фоне остальных павильонов выставки. Павильон представляет собой неправильный восьмиугольник, а внешнее оформление его фасада сочетает в себе мотивы архитектуры Востока, готики и русского национального зодчества. Фасад по периметру окружён галереей с тонкими колоннами и напоминает беседку.
Следующий над галереей ярус фасада украшен кокошниками с ложными окнами, а завершено здание куполом со шпилем, который изначально был увенчан эмблемой «Главтабака». Фасад украшен узорами с изображением листьев и цветов табака. В отделке фасада использован кафель разных цветов. -
Павильон 2 «Народное образование»
Павильон был построен по проекту архитектора С. Н. Полупанова в 1951—1954 годах под названием «Северный Кавказ». При этом, вопреки названию, в архитектурном облике здания отсутствуют какие-либо кавказские мотивы, и здание было спроектировано в стиле сталинского ампира с подражанием постройкам города-курорта Сочи.
Позади него открылось кафе «Нива», выстроенное по типовому проекту архитектора Л. И. Мариновского. Павильон и кафе рассматривались как единое целое. Павильон в плане имеет форму буквы П, и главный фасад дополнен выходящей за пределы основного объёма колоннадой, образующей зал под открытым небом. Сверху здание увенчано аркадой. С задней стороны пристроен зимний сад, который в настоящее время не используется по назначению.
Основной мотив декора здания — колосья и пятиконечные звёзды. По бокам от входа стоят две декоративные вазы, на которых изображены рабочие с разводными ключами и крестьянки с овощами.